«Пизанская башня»: история одной семьи
Спектаклю-антрепризе «Пизанская башня», поставленному режиссером Юрием Ереминым по пьесе Надежды Птушкиной, уже девять лет. И вот теперь его посмотрели саровчане и нижегородцы. В начале мая в нашем театре драмы выступали два народных артиста России – Владимир Меньшов и Вера Алентова.
На сцене Он и Она. В течение всего действия герои не называют друг друга по именам и, надо догадываться, безымянны в собственной семье уже много лет. Имеет имя только Лелик – сын, присутствие которого обозначается в разговоре и на старом семейном снимке. Но даже за кадром он действует, определяя поступки родителей. Впрочем, так было с самого начала. Когда б не Лелик, свадьбы не было б вообще…
Герой Владимира Меньшова – образ узнаваемый. Муж, что не помнит первой встречи, дня свадьбы, признается: любил в жизни только одну женщину, и это совсем не его жена, и называет свою половинку «старыми тапочками, с которыми в свет показаться стыдно, а выбросить жалко»… Остается удивляться: как это в финале ему удается под музыку Чайковского залучить свою собравшуюся замуж за иностранца благоверную в штопаную резиновую лодку… И почему она, преображенная, в дорогом костюме, без пяти минут жительница Пизы, не имеет сил сказать ему «нет». Вот она – загадка русской души! Чем продолжится эта житейская ситуация, не так уж и важно. Важно, что играла звездная пара очень убедительно. Игра Владимира Меньшова, ранее редко проявлявшего себя как актера, но зарекомендовавшего себя чудесным режиссером (едва ли кто с этим не согласится, вспомнив «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит» или «Зависть богов»), просто бесподобна. Многие, многие мужчины узнали себя в обаятельном и чуть хамоватом обывателе: на работе – строитель-работяга, а дома – любитель пива и футбола. Восхищались саровчане и игрой Веры Алентовой. Женщины, впрочем, осторожно замечали, что роль забитой библиотекарши «немножко не ее».
После спектакля уставшие артисты дали короткую пресс-конференцию.
Владимира Меньшова так и называют – «актерский» режиссер. В отличие от большинства своих именитых коллег, Владимир Валентинович не красуется экстравагантной режиссурой, а дает возможность артистам открыть себя в кадре.
В.Меньшов: – Есть много тем, о которых театр должен говорить, но говорит очень мало. Но, безусловно, это – вечные вопросы: о человеке, о любви и взаимопонимании. Просто надо искать разные формы диалога со зрителем…
В.Алентова: – Например, в недавно увиденном мною фильме «Счастливые дни» Сэмуэла Беккета о человеке говорится языком абсурдизма…
– Вера Валентиновна, вы недавно сыграли в сериале «И все-таки я люблю…». И играли роль, как показалось, противоположную образу героини «Москва слезам не верит». И, как кажется, все-таки сериалы – это не совсем «ваш формат»…
– Да, за роль в сериале «И все-таки я люблю…» получила премию Тэффи. А еще недавно сыграла маму Юленьки в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужчины сво…» Для актера, думается, важен не «формат», но сам материал. Хотя в том, что за безобразие на экранах наших телевизоров, в большинстве случаев нет вины актеров и даже режиссера… Сейчас в кино все определяет продюсер.
В.Меньшов: – Не только фильмы, но книги сейчас стали одинаковые, серые… Прочел и выкинул. Литература и кино поточные, малоинтересные… И то, что искусство сейчас не находит отклика в душе зрителя, – это процесс не только российский, но и общемировой…
Как вам понравился саровский зритель?
В.Алентова: – Я не припомню плохого зрителя – зритель всегда прав, будь он профессором или уборщицей. Он приходит в театр не просто так…
А вообще современный человек индивидуализируется, закрывается от мира. Говорю вам, как актриса: раньше публика была отзывчивей. А теперь для того, чтобы почувствовать отклик, увидеть те слезы, которые хочешь вызвать, нужно чуть ли не в буквальном смысле вывернуться наизнанку. Зритель склонен дозировать свои чувства, поэтому играть приходится прямо-таки на разрыв аорты…
Но вообще-то людей я жалею больше, чем осуждаю, вот, например, того же Рудика из «Москва слезам не верит», все-таки в конце фильма его становится жалко, правда?
И.Егорова ,
фото Е.Пегоевой